Под инновационной деловой игрой мы имеем в виду набор мероприятий, направленных, прежде всего, на обучение персонала мыслить перспективно, нестандартно, также обучить приемам ориентирования в нестандартных ситуациях. Игра помогает обрести навыки креативности, системного анализа ситуации, группового метода работы и умению активно взаимодействовать с окружающими.
Вообще, этот вид игр на сегодняшний день является одним из самых важных для компаний. Игра называется инновационной, потому что ориентирует людей на выработку новых, нестандартных идей и подходов. Однако не новизна становиться самоцелью. Важно другое – найти оптимальный способ разрешения возникших трудностей.
Для организации инновационной игры необходимо выполнение следующих условий:
1. Участие руководителя высшего уровня.
2. Проведение игры в непривычной для участников обстановке.
3. Продолжительность – не менее 3-5 тренинговых дней.
4. Тренинговый день - не менее 10 часов с перерывами на обед и кофе-паузы.
5. Запрещается опоздание к началу и досрочный отъезд.
6. Численность группы не более 9 человек. Число групп 3 – 6.
7. Участники распределяются по группам равномерно, с таким расчетом, чтобы творческий потенциал групп был примерно равным. Группы комплектуются с учетом пола, возраста, статуса, уровня образования. Желательно объединять в одной группе конфликтующих участников.
8. Этапы игры: а) диагностика проблемы; б) анализ ситуации; в) формулирование проблемы; г) определение целей; д) выработка решений; е) разработка проблемы; ж) формирование программы реализации проекта.
Организация инновационной игры предполагает также следующие принципы:
1. Системность, заключающуюся в программировании и развертывании ее как целостной системы: выработка решений, группообразование, обучение.
2. Коллективную ответственность консультантов и заказчиков за организацию и результат игры.
3. Самопрограммирование, позволяющее по ходу проведения вводить новые «правила», выбирать «формы и методы работы».
4. Саморазвитие. Каждая последующая игра не похожа на предыдущую.
5. Принцип контролируемой борьбы, заключающийся в соревновательности групп.
6. Принцип развивающего обучения ориентирует участников не на расширение объема знаний, а на освоение, разработку и поиск новых решений проблемных ситуаций. Задача тренера - не найти решение проблемы, а научить этому игроков.
В тренинге с использованием инновационной деловой игры делается упор на выработку у участников потребности в знаниях. Поэтому с первого дня тренинга участники включаются в сложную работу, и только на второй день им читают лекции о том, как можно преодолеть встреченные трудности. То есть схема обучения такова: сначала деятельность – потом знания, которые тут же находят применение на практике.
В инновационной игре делается упор на достижение максимально возможных результатов и высокий уровень подготовки. По ходу игры участники убеждаются, что используют свой творческий потенциал лишь в незначительной мере, и учатся реализовывать свои скрытые возможности.
Еще один важный момент заключается в том, что при проведении тренинга целесообразно давать информацию большими объемами, создавая для человека информационно насыщенную среду. То есть мозг участника «атакуется» потоком информации, а дальнейшая работа заключается в актуализации, извлечении полученных данных из подсознания и налаживании каналов, по которым она становится доступной сознательному использованию. Таким образом, традиционная система образования опять оказывается вывернутой наизнанку: не от простого к сложному, а от сложного к простому. Сначала человек учится эффективно решать проблемы, и только потом начинает понимать, как он это делает.
Еще одним важным фактором проведения инновацинной деловой игры является создание личной заинтересованности в результатах работы, или мотивирование. Тренер помогает каждому игроку найти аспект, интересный лично ему и позволяющий преодолеть его собственные затруднения. Этот фактор тесно переплетается с понятиями о норме в игре, поскольку игрок тем более стремится к максимизации усилий и, соответственно, результатов, чем сильнее он лично заинтересован в результате.
Основной эффект игры заключается в «перевороте» сознания участников от традиционного способа мышления к инновационному. Человек освобождается от врожденной боязни перемен, от предрассудков, мешающих инновационному мышлению.
Главной причиной, снижающей эффект игры, является то, что по окончании участники сталкиваются с жесткой реальностью. Скоро они начинают осознавать, что все их инновационные наработки повисают в воздухе из-за сильного психологического противостояния: «мы» – участники игры, обогатившиеся новым видением решения проблем, и «они» – не понимающие произошедших с нами перемен; наработанный результат, так сильно для них привлекательный, оказывается настолько же непривлекателен для всех остальных.
Поэтому очень важно соблюдать пункт правил, в котором говорится о привлечении высшего руководства к игре, поскольку в противном случае все наработки будут отторгаться. Если это условие не соблюдается, то вся игра теряет смысл.
Также следует выделить эффект «возврата достоинства», когда участники говорят: «А мы, оказывается, лучше, чем сами о себе думали». Этот эффект связан с изменением нормы и с максимизацией усилий. После игры сотрудник обнаруживает, что он может работать гораздо интенсивнее, он открывает в себе новые резервы работоспособности.
ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!
14 лет назад
Комментариев нет:
Отправить комментарий