вторник, 26 января 2010 г.

Как возникло понятие «тренинг»?

Многие ученые умы до сих пор мучаются догадками и предположениями, когда и как возник сам термин «тренинг». Тема остается открытой и по сей день. Оставим этот вопрос историкам и рассмотрим две принципиально разных и наиболее вероятных, на мой взгляд, причины возникновения этого понятия.

Первый источник. Психотерапия, выходя из клиник и начиная работать со здоровыми людьми, называла свои групповые занятия «Семинар-тренинг», «тренинг-лаборатория» или просто “тренинг”. Основными целями подобных групп были: личностный рост, актуализация личности, приобретение целостности личности, просветление, развитие навыков межличностных отношений и т.д. и т.п.

Второй источник уходит корнями, разумно предположить, в спортивную сферу или рабочую среду. Там, где была необходимость добиться от спортсмена или работника быстрого и эффективного выполнения одного или нескольких видов деятельности. И когда тренинг перекочевал в сферу управления производством, его основной задачей стала выработка конкретных навыков и умений по эффективному управлению организацией, продаж, и другие. И соответственно, определение тренинга другое: «Тренинг – спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний (умений) и установок человека посредством обучения, с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности».(Роджер Бакли, Джим Кэйпл «Теория и практика тренинга»)

Эти две основные линии тренинговой деятельности существуют и по сегодняшний день.

Первая – в виде тренингов личностного роста и индивидуального развития, которые очень близки к психологическим и психотерапевтическим тренингам. Данные виды тренингов ориентированны на частных (физических лиц) и решают вопросы личностного роста и развития, душевного комфорта и профилактики депрессии, стрессов и других негативных душевных состояний. Так называемый «фитнес-центр для души».

Вторая линия – в виде корпоративных и открытых бизнес-тренингов, здесь специализируются на выработке конкретных, заранее оговоренных навыков и умений у участников групп.

Эти два направления тренинговой деятельности, хотя и пересекаются между собой, в то же время очень различны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий