Наиболее интересное свойство субмодальностей заключается в том, что происходит, когда вы их изменяете. Некоторые из них могут быть изменены безнаказанно и не производят различий. Другие могут быть критическими по отношению к отдельным воспоминаниям, и изменение их полностью меняет наше отношение к переживанию. Обычно воздействие и смысл воспоминания или мысли в большей степени является функцией небольшого числа критических субмодальностей, а не содержания.
Как только событие произошло, оно закончилось, и мы никогда не сможем вернуться назад и изменить его. После этого мы реагируем уже не на само событие, а на свое воспоминание об этом событии, которое может быть изменено.
Для большинства людей переживание будет более интенсивным и незабываемым, если оно большое, яркое, цветное, близкое и ассоциированное. Если это так, необходимо убедиться, что мы храним свои хорошие воспоминания именно таким способом.
Со своими неприятными воспоминаниями сделаем наоборот, пусть они будут маленькими, темными, черно-белыми, удаленными и диссоциированными. И в том, и в другом случае содержание воспоминания остается неизменным, изменяется лишь то, как мы его помним. Плохие вещи случаются и имеют последствия, с которыми мы вынуждены жить, но они не обязаны преследовать нас. Их сила, заставляющая нас чувствовать себя плохо здесь и сейчас, имеет происхождение в том способе, которым мы думаем о них.
Существенное различие, которое следует делать, заключается в том, чтобы находить разницу между действительно произошедшим событием и тем смыслом и влиянием, который мы ему придаем тем способом, которым мы его помним.
Возможно, у вас есть внутренний голос, который ворчит на вас. Сделаем его медленным. Теперь увеличим его скорость. Поэкспериментируем с изменением его тона. С какой стороны он звучит? Что произойдет, если мы перенесем его на другую сторону? Что случится, если мы сделаем его более громким? Или более тихим? Разговор с самим собой может быть превращен в настоящее удовольствие.
Этот голос может даже не быть вашим собственным. Если он не ваш, спросите его, что он делает в вашей голове.
Изменение субмодальностей - это предмет субъективного переживания, которое трудно передать словами. Теория спорна, опыт убеждает. Мы можем быть режиссером своего собственного воображаемого фильма и можем сами решать, как мы хотим думать, а не быть во власти репрезентаций, которые, казалось бы, возникают сами по себе.
Подобно телевизору в летний период, мозг показывает массу повторений, многие из которых являются старыми и не очень хорошими фильмами. Нет необходимости смотреть их. Эмоции приходят откуда-то, хотя причина их появления может и не осознаваться. Но даже если сами эмоции являются кинестетическими репрезентациями и имеют вес, положение в пространстве и интенсивность, у них есть субмодальности, которые могут быть изменены.
Чувства не являются полностью непроизвольными, и мы можем пройти длинный путь, прежде чем выберем те чувства, которые хотим иметь.
Репрезентативные системы, ключи доступа и субмодальности представляют собой важные кирпичики, из которых строится небоскреб субъективного опыта.
Неудивительно, что люди строят различные карты окружающего их мира. Они имеют различные ведущие и предпочитаемые репрезентативные системы и кодируют свои воспоминания с помощью различных субмодальностей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий