среда, 3 февраля 2010 г.

НЛП - субмодальности.

Мы  говорили  о трех  основных  способах  мышления: с  помощью  звуков, образов и ощущений - но это лишь первый шаг. Если мы хотим описать виденную ранее картину,  то существует масса деталей, которые мы могли бы уточнять и изменять.

Тут требуется понять один момент. Возьмем фотографию. Что значит описать фотографию? С одной стороны, мы можем рассказать о том, что на ней изображено. Еще один способ - это рассказать о том, КАК это изображено. То есть рассказать о том, каким образом сделана фотография – она черно-белая или цветная. Какой у нее размер. Она в рамке или нет. Четкая или слегка размытая. Можно также упомянуть, где она находится относительно  нас в пространстве – прямо перед нами, справа, слева, вверху или внизу. Так вот, в нашем разговоре нам НЕ интересно, о чем внутренние образы. Нам важно знать, как они выглядят.

Например, подумаем еще раз о своем последнем отпуске и обратим внимание, осознаем, как мы репрезентируем этот опыт в своем внутреннем мире (то есть, как мы его вспоминаем). Это образ? Звук? Ощущение? Или образ и ощущение? Или…

Обратим внимание на образ. Он цветной или черно-белый? В нем есть движение? Или это статичная фотография? Далеко он или близко? Такого рода  различения могут быть сделаны  независимо от того, что именно изображено  на  картинке.

По аналогичной схеме мы могли бы описать звук  как высокий или низкий, близкий  или далекий, громкий или тихий. Ощущения  могут быть сильными или  слабыми, тяжелыми или легкими, притупленными или острыми.

Таким образом, мы понимаем, что есть три репрезентативные системы – образы, звуки и ощущения. А каждая из этих систем может быть описана через ее свойства. Эти свойства мы называем субмодальностями.

Например, арбуз – это репрезентативная система. А вкус его, кислый или сладкий, это различные субмодальности, такие же, как вес. Еще можно обратить внимание на его цвет.

Ниже приводится список наиболее часто встречающихся субмодальностей.

ВИЗУАЛЬНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ. 

  •     Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная (вижу себя со  стороны).
  •       Цветная  или  черно-белая. 
  •       В рамке  или  без  нее.
  •      Глубина (двух- или трехмерная). 
  •      Местоположение (слева или справа, вверху или внизу).
  •      Расстояние  от  меня до картинки. 
  •      Яркость. 
  •       Контрастность. 
  •      Резкость (размытая   или  сфокусированная). 
  •      Движение  (фильм  или  слайд). 
  •      Скорость (быстрее или медленнее обычного). 
  •      Количество  (отдельная сцена или множество образов).
  •       Размер.

 АУДИАЛЬНЫЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ.
    
  •     Стерео  или моно. 
  •     Слова или звуки.
  •     Громкость (громко  или  тихо). 
  •     Тон (мягкий или жесткий).
  •     Тембр (наполненность звуков).
  •     Местоположение источника звука.  
  •     Расстояние   до    источника.  
  •     Длительность.  
  •     Непрерывность или дискретность.
  •     Скорость (быстрее или медленнее обычного).
  •     Чистота (чистый или приглушенный).

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ.
    
  •     Локализация. 
  •     Интенсивность. 
  •    Давление  (сильное  или  слабое).
  •     Степень (насколько  велико).
  •    Текстура (шероховатый  или  гладкий). 
  •     Тяжесть  (легкий  или  тяжелый). 
  •     Температура.
  •    Длительность (как долго это длится).
  •     Форма.

Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционный код человеческого   мозга.  Просто   невозможно  подумать  о  чем-то  или восстановить какое-нибудь переживание без того, чтобы оно имело субмодальную структуру. В то же время  легко  не  осознавать  субмодальную  структуру переживания. До тех пор, пока мы не обратим на нее сознательное внимание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий